[an error occurred while processing this directive]

Toyota RAV4 - основатель класса автомобилей для отдыха
Игрушка, которую трудно сломать

 
    Внедорожный вирус уже давно поразил городское население всего мира. Но покупателям джипов нередко приходится решать дилемму. Ведь возможность проехать не только там, где проложен асфальт, оборачивается высокой ценой автомобиля, "грузовыми" ездовыми качествами и дороговизной эксплуатации. Так было до 1994 года, когда "Toyota" выпустила "асфальтовый" внедорожник "RAV4". Суть машины заключена в названии: "RAV" - аббревиатура от Recreation Vehicle - автомобиль для отдыха. Легковой полноприводник с большим дорожным просветом, джипообразной внешностью и великолепным поведением на асфальте, Идея пришлась настолько "в яблочко", что "RAV4" стал законодателем моды в своем классе, а его последователи начали появляться как грибы после дождя. В России симпатичный "рафик" превратился в любимую игрушку богемы. Полгода назад у нее появилась новая забава - "RAV4" второго поколения. А прежняя модель все чаще стала встречаться в частных объявлениях о продаже. За шесть лет "RAV4" доказал, что является супервыносливым и надежным автомобилем - одной из самых удачных моделей "Toyota".

В 1995 году появилась 5-дверная модификация с удлиненной базой

    Вам какой "RAV4"?

   Даже на вторичном рынке "Toyota RAV4" не является массовым доступным автомобилем. Его покупают, словно новую машину, выбирая цвет, комплектацию... А что еще можно оговорить при заказе "рафика" из Европы?
   В первую очередь - кузов. В 94-м году "RAV4" дебютировал как короткобазная трехдверка, а спустя год появилась длиннобазная пятидверная версия. Короткая машина предельно гармонична. Броская внешность и тесноватый кокпит водителя с маленькой баранкой и утопленными циферблатами приборов создают образ внедорожного спорткупе для эгоистов. Здесь вполне естественно выглядят не самые удобные задние сиденья и маленький багажник. А вот к пятидверке, претендующей на роль семейного автомобиля, обязательно следует примериться. Да, за счет удлиненной базы и заднего свеса стало удобнее на заднем диване и увеличился объем багажника. Тем не менее внутри пятидверная машина не кажется просторной. 
   Цвета для "RAV4" предлагались под стать внешности. Из "серьезных" - только белый, черный и темно-зеленый. Остальные - яркие и необычные. Мотор выбирать не придется - он может быть только бензиновым двухлитровым. Коробка передач - ручная или автоматическая. Стандартная комплектация "RAV4" сильно зависит от рынка сбыта и может быть как богатой, так и "пустой". Если для вас принципиальны подушки безопасности, АБС, литые диски, кондиционер, электропакет или подогрев сидений - все эти позиции лучше оговорить с перегонщиком заранее. Отдельно следует сказать о люке в крыше, который предлагался в качестве опции. Если на пятидверной машине он обычный стеклянный с электроприводом, то на трехдверку устанавливались два металлических съемных люка. Их можно закрепить на внутренней стороне двери багажника, и тогда машина превращается почти в кабриолет... В заводском исполнении можно получить только тканевый салон. Если он кожаный, значит, изготовлялся под индивидуальный заказ. Кстати, о тюнинге. Как уже говорилось, забавный внешне "рафик" для многих владельцев является любимой игрушкой, ради которой ничего не жалко. Как следствие, на рынке очень много машин, обвешанных всевозможными "железками", спойлерами и пестрыми наклейками. Это - вопрос вкуса. По-настоящему же стоит задуматься перед покупкой, если автомобиль упирается в дорогу сверхширокими шинами, прикрытыми пластиковыми расширителями крыльев, - подобный тюнинг весьма популярен в Южной и Центральной Европе. Выглядит такой "RAV4" классно и на сухом асфальте позволяет проходить повороты со скоростью картинга. Но на воде или снегу машина "всплывает" и становится трудноуправляемой. Плюс к тому сверхширокие "лапти" вдвое быстрее разбивают подвеску...
 

  Интерьер отличается двухцветной передней панелью

   Единственный двигатель

   Для "RAV4" предлагался только один мотор - двухлитровый бензиновый мощностью 129 сил. Он устанавливается на многие другие модели "Toyota". Типичный японский двигатель: надежный, долговечный и недорогой в обслуживании.
   Мотор обладает великолепными характеристиками - уверенно тянет на низких оборотах и бодро крутится на высоких, обеспечивая достаточно легкому автомобилю отличную динамику. К тому же он достаточно экономичен - расходует в среднем 10-12л/100км. Механики вспоминают лишь об одной характерной неисправности - это выход из строя клапана рециркуляции отработанных газов, в результате чего машина начинает глохнуть при сбросе газа. Если вы ярый борец за экологию, можете заменить клапан. А можно его просто отключить...
   Еще две неисправности возможны, но вовсе не обязательны и заметны только на фоне общей беспроблемности тойотовского движка. Иногда "уходят"заданные характеристики лямбда-зонда, который "нюхает" выхлопные газы и корректирует работу мотора. Симптомы - повышенный расход топлива и бархатно-черный нагар на свечах. Новый лямбда-зонд стоит $160. На машинах 94-95 годов также возможен выход из строя катушки зажигания, встроенной в корпус распределителя зажигания. Катушку придется заменить, потратив $140. Вот, собственно, и все.
   Сальники и прокладки не текут, проблем с системой питания и управляющей электроникой практически не бывает, водяная помпа - неопределенно долговечна... Даже клапаны, не имеющие гидротолкателей, обычно никогда не требуют регулировки. Не склонен мотор и к перегреву. Правда, если в машине установлен кондиционер, между его радиатором и радиатором мотора набивается грязь, и примерно раз в год радиаторы надо снимать и чистить. Таким образом, от вас требуется лишь своевременно проводить ТО с заменой масла, фильтров и свечей, которые на нашем паршивом бензине редко выдерживают более 10.000 км. По этой же причине желательно каждые 30 тысяч промывать на специальной установке систему впрыска. Ремень ГРМ меняется через 100.000км. Первый раз - без натяжных роликов, а ко второй замене ремня некоторые владельцы начинают жаловаться на повышенный шум, исходящий из-под крышки ремня. Профилактическая замена роликов коренным образом ситуацию не меняет. Механики склонны полагать, что свою малую лепту в общий шумовой фон вносят и генератор, и помпа, и насос гидроусилителя. Но, в любом случае, это только шум, с которым, по опыту других моделей "Toyota", этот мотор преодолевает и 300-тысячный рубеж...

В дизайне машины присутствует спортивный дух

   Первый осмотр

   Искать на кузове "RAV4" коррозии почти бесполезно - ржавчине он сопротивляется вполне достойно. Скорее обнаружите следы мелкого кузовного ремонта - у нас "рафик" имеет устойчивую репутацию женского автомобиля...
   Битых по-серьезному машин на рынке мало. Во-первых, женщины - а именно они чаще всего находятся за рулем "RAV4", как правило, не склонны рисковать на дороге. Во-вторых, автомобиль имеет короткие свесы кузова и очень плотную компоновку внутренних узлов и агрегатов. Поэтому его восстановление после крупной аварии становится просто нерентабельным. .. Зато у многих машин ремонтировались или менялись крылья, двери, капот - последствия мелких аварий из-за невнимательности или неопытности. Правда, на таких мелочах не стоит зацикливаться при покупке подержанного автомобиля. Оказавшись в салоне, скорее всего также не найдете, к чему можно придраться. Все пластиковые детали выполнены по-японски качественно и даже с возрастом не теряют товарный вид и не гремят. Если в электропроводку не вмешивались "кулибины", не должно быть проблем с центральным замком, электроприводами стекол, зеркал, освещением. От дорожной соли страдает только сигнал, звук которого после трех-четырех лет напоминает голос Хмыря из кинофильма "Джентльмены удачи"... Придется его заменить.
   "RAV4" предоставляет прекрасную возможность выяснить, был ли скручен пробег, не прибегая к трудоемкой диагностике. Прокатитесь на машине километр-другой. Если спидометр исправно отмеряет скорость, а показания счетчика пробега не меняются, значит можно поздравить продавца с Новым годом. Сам по себе счетчик практически никогда не ломается...

Багажник "RAV4" мал, поэтому запасное колесо вынесли на"улицу"

   Привод: образец надежности

   Если помнить о том, что "RAV4" не предназначен для бездорожья, его трансмиссия практически беспроблемна. Главное - убедиться в том, что автомобиль действительно полноприводный...
   Переднеприводные версии иногда встречаются на нашем рынке и привозятся из Америки, где они стоили примерно на девять процентов дешевле своих полноприводных собратьев... Согласитесь, в наших условиях такая экономия сомнительна.
   "Настоящий RAV4" имеет "правильную" схему постоянного полного привода с распределением момента поровну между передними и задними колесами. Отсюда и хрестоматийно - полноприводное поведение на дороге. Если выберете машину с ручной коробкой, межосевой дифференциал будет иметь принудительную блокировку кнопкой на передней панели. А в паре с "автоматом" работает многодисковая муфта с электронным управлением. На некоторых машинах дополнительно установлен задний дифференциал повышенного трения. Механическая КПП абсолютно надежна. Тем не менее вам, вероятно, придется столкнуться с заменой сцепления. Почему мы заострили внимание на столь банальной, казалось бы, операции? Точно так же думают большинство механиков, охотно соглашаясь выполнить работу "баксов" этак за 50... В результате они возятся два-три дня, разобрав полмашины и вспомнив вслух всех святых и грешных... Сцепление на "RAV4" по технологии меняется со снятием двигателя, на что по тойотовским нормативам отводится 8,5 часа. Я сам работал в дилерском центре "Tоyota" и могу засвидетельствовать, что реально быстрее не получается даже у опытных механиков. Поэтому не испытывайте судьбу и не покупайте один лишь ведомый диск или неоригинальный комплект сцепления. Только комплект и только "оригинал", что обойдется в $400. Работа по замене - примерно столько же. Но если учитывать, что при правильной эксплуатации сцепление служит порядка 150.000 км, вы (или кто-то другой) потратитесь лишь однажды.
   Автоматическая коробка с электронным управлением и двумя режимами - экономичным "Norm" и спортивным "PWR" также зарекомендовала себя с лучшей стороны. Тем не менее диагностика обязательна. Дело в том, что "RAV4" не имеет главного атрибута внедорожника - понижающей передачи. Без нее провернуть четыре колеса в песке или вязкой грязи практически невозможно. В противном случае сожжете "автомат" (или сцепление). Об этом следует всегда помнить, съезжая с асфальта на любом полноприводнике без понижающей передачи. Остальные детали трансмиссии просто неубиваемы и прощают даже забывчивость в смене масла. Его надо менять через 60.000 км в автоматической и через 40.000 км в ручной коробках, "раздатке" и редукторах главных передач. Кстати, немногие знают, что в машинах с "автоматом" раздаточная коробка имеет отдельную заливную горловину, и если машина обслуживалась не на тойотовском техцентре, масло в ней обычно бывает еще заводским... 
   Кстати, о запчастях. Искать"неоригинал"для "RAV4" почти бесполезно. Указанные в статье цифры иногда можно уменьшить на 10-20%, если покупать оригинальные детали в мелких фирмах, специализирующихся на поставке запчастей.

До 1997 года указатели поворотов были оранжевыми, а бамперы изготавливались из черного пластика...

   Шасси: когда управляемость - не в ущерб прочности

   Конструкторам "RAV4" удалось создать великолепно настроенное шасси. Они нашли идеальный баланс между управляемостью, жесткостью и комфортом. Вместе с тем ходовая часть автомобиля оказалась на удивление крепкой.
   "RAV4" - находка для опытного водителя. Стихия этого автомобиля - повороты, где он представляет собой практически идеальную модель поведения полноприводной машины. Но, в отличие от легковых полноприводников, позволяет почувствовать пределы возможностей задолго до того, как ситуация становится критической. Столь отточенные ездовые качества во многом объясняются несущим (безрамным) кузовом и "легковой" полностью независимой подвеской. Коль скоро речь зашла об управляемости, поговорим о рулевом управлении. На машинах с пробегом "за сотню" возможна течь верхнего сальника рейки, куда входит рулевой вал. Ремкомплект, включающий еще и защитный пыльник, обойдется $130. А вот с заменой придется повозиться - на нее отводится почти пять часов. Чтобы не пришлось выполнять трудоемкую работу дважды, обратите внимание, не натер ли сальник канавку на рулевом валу. В противном случае придется заменить и его ($400). Вот здесь - внимание! Замена вала потребует снятия "баранки". Если она нового образца - трехспицевая с подушкой безопасности, значит, в ней имеется спиральный кабель, включенный в электрическую цепь сигнала и подушки. Кабель должен быть уложен строго определенным образом, иначе порвется при повороте руля. Когда, выехав за ворота гаражной мастерской, клиент обнаруживает, что пропал сигнал и загорелась лампочка неисправности подушки, "Петрович" обязательно скажет, что надо заехать на фирменный техцентр и обнулить компьютер. "Обнуление" обойдется $150 - столько стоит новый кабель... На эту же сумму можно "попасть" при регулировке развала-схождения колес, если мастер будет переставлять руль, не зная технологию. Что касается рулевых тяг и наконечников - они неопределенно долговечны. Во всяком случае, при пробеге 150-180 тысяч замены еще не требуют...
   Если не считать копеечных втулок стабилизатора, которых хватает на 70-80 тысяч, первых вмешательств в подвеску следует ждать при пробеге 100.000 км. К этому моменту потребуют замены передние амортизаторные стойки ($460 с работой). Очень редко одновременно со стойками приходится менять их верхние опоры ($360 за пару). Обычно они доживают до второй замены стоек. Нижние поперечные рычаги задней подвески, которые выглядят двумя тонкими диагональными растяжками, ходят 100-120 тысяч, если их не погнуть, посадив машину на брюхо в глубокой колее. Вместе с рычагами лучше сразу же купить комплект болтов и эксцентриков, которыми регулируется развалсхождение задних колес (все вместе обойдется в $245 с работой). Они закисают настолько, что повторно их использовать не удается. Следующая ревизия шасси - на 150-180 тысячах км. Замены потребуют передние тормозные диски, задние амортизаторы и колодки задних барабанных тормозов (за все $560 с работой).
   Ходимость ступичных подшипников трудно загнать в рамки статистики. Механики говорят, что меняют их достаточно редко и, по признанию владельцев, только после сильных ударов. Кстати, если машина оснащена АБС тормозов, подшипник лучше менять на тойотовском техцентре. Гаражные "Петровичи" почти всегда повреждают колесный датчик АБС и, как обычно, отправляют клиента "обнулить компьютер" после загорания лампочки неисправности. Датчик АБС стоит $170...
   Это - все. Остальные детали - шаровые опоры, передние рычаги, сайлент-блоки задних рычагов и т.д. - остаются заводскими даже на отметке 200.000 на одометре. Что будет дальше - неизвестно. "RAV4" с большими пробегами пока в техцентрах не появляются...

...После рестайлинга изменился дизайн передней части. Бамперы и пластиковые накладки на бортах стали окрашиваться эмалью 

   Того же возраста, за те же деньги

   Сегодня за "RAV4" просят от $12.000 (за "пустые" трехдверки 94-го года) до $18.000 (за свежие, богато оснащенные машины 97-98 годов). Причем цена в большей степени зависит от комплектации, чем от количества дверей. А какие еще альтернативы есть на рынке?
   Если смотреть только цифры на ценниках, то за те же деньги можно купить массу равновозрастных внедорожников: "Opel Frontera, Monterey", "Nissan Terrano", "Mitsubishi Pajero", "Land Rover Discovery", многие американские модели и т.д. Казалось бы, все они престижнее, чем "RAV4"и,в отличие от него, являются полноценными джипами - с мощным шасси, понижающей передачей, почти у всех есть рама. Какой смысл тогда покупать "RAV"? Не все так просто. Если вы действительно планируете использовать машину на бездорожье, следует однозначно выбирать внедорожник. "RAV4" и любой другой "паркетник" в таких условиях просто сломается. Но если ваши внедорожные вояжи ограничены заваленным снегом двором и мокрой, но достаточно ровной грунтовкой до дачи, внедорожник окажется для вас чемоданом без ручки... Любой из них обходится значительно дороже в содержании. Причем затраты на топливо - далеко не главное. Важнее знать то, что миф о "неубиваемости" внедорожников - всего лишь красивая легенда. В их трансмиссии используется масса высоконагруженных шестеренок, подшипников, шлицевых соединений, которые постоянно крутятся и довольно быстро изнашиваются. Плюс к тому внедорожники очень больно наказывают владельца за несвоевременное или неквалифицированное обслуживание. Не поменял, например, смазку в переднем мосту на 40 и 80 тысячах км и не отрегулировал по технологии подшипники, значит, на 120.000 он рассыпался... Теперь, я думаю, не надо объяснять причину столь привлекательных цен на подержанные внедорожники.
   Следовательно, в конкуренты "RAV4" можно записывать только его прямых одноклассников: "Honda CR-V" и "Subaru Forester". Удивительно, но по цене сравним с ними и гораздо более престижный "Subaru Outback". Видимо, сказывается обилие предложений на рынке и одновременно нераскрученность у нас марки"Subaru". "Honda CR-V" и "Subaru Forester" можно сравнивать только с пятидверным "RAV4" - у трехдверной машины аналогов пока нет. "Honda" обладает значительно более просторным салоном с "автобусной" посадкой водителя. Задний привод у нее подключается автоматически после начала пробуксовки передних колес. Одним это нравится, другим - нет. Салон "Subaru" не столь просторен, как у "Honda", зато чрезвычайно удобен за счет огромного количества кармашков-бардачков, а посадка в нем - легковая. Схема полного привода - почти такая же, как у "RAV4", за тем исключением, что в паре с механической коробкой предусмотрен ряд "слегка пониженных" передач. Колоссальным преимуществом всех"автомобилей для отдыха" является то, что их шасси выполнено с большим запасом прочности, нежели у легковушек, а следовательно, на обычных дорогах служит дольше. Трансмиссия - тоже легковая. Поэтому - малообслуживаемая и долговечная. По стоимости содержания все эти автомобили сравнимы с легковыми полноприводными моделями.

Материал подготовил Александр КОНОВ, фото Сергея ИВАНОВА и "Клаксона"
Редакция благодарит "Тойота-Центр Серебряный Бор" (тел.: 199-5977)
за помощь в подготовке материала

Газета "Клаксон", номер 06/2001.

Опубликовано с любезного разрешения газеты "Клаксон"

Данная HTML-версия создана авторами сайта prostoauto.holm.ru. Использование материалов только с разрешения администрации сайта.

к меню

SpyLOG